ВВЕДЕНИЕ

В акватории Северо-западной России – в Финском заливе и в Ладожском озере имеются тысячи затонувших судов различного времени, затопленных стоянок и поселений, портовых и гидротехнических сооружений. Все эти объекты являются потенциальными памятниками историко-культурного наследия. Однако, из-за сложности их изучения в водной среде, они известны в значительно меньшей степени по сравнению с наземными памятниками археологии. По тем же причинам они не включены в реестр памятников истории и культуры РФ и поэтому стоят на государственной охране.

На фоне прогресса морской археологии в мире и в соседних странах Балтики, российская подводная археология переживает застой. Это негативно отражается на научных разработках в этой области и на сохранности этой части историко-культурного наследия государства в целом. Отсутствие охранного статуса подводных объектов и в первую очередь затонувших судов, в водах Российской Федерации, приводит к их беспрепятственному разрушению и разграблению. В результате этого наносится невосполнимый ущерб российскому и мировому историко-культурному наследию.

В последнее десятилетие в Финском заливе осуществляются крупномасштабные проекты по строительству и модернизации портов и прокладке подводных коммуникаций. Учитывая, что эти работы проводятся без предварительного подводно-археологического обследования акваторий, это влечет за собой уничтожение памятников истории и культуры.

Существуют проекты утилизации и туристических посещений затонувших судов в водах российского Северо-запада, которые также должны предваряться проведением их археологической экспертизы и оценки их современного состояния и историко-культурной значимости.

Вопросы, касающиеся изучения, сохранения и использования памятников истории и культуры определяются Законом об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации от 25.06. 2002 г. В новом законе, в отличие от предшествовавшего, наряду с наземными памятниками истории и культуры упомянуты затопленные памятники. Согласно этого Закона все суда, затонувшие более 40 лет назад, включая военные, являются потенциальными объектами археологического наследия -памятниками истории и культуры (ст.З, ст. 18). Основные принципы сохранения и использования подводного археологического наследия были сформулированы в конвенции ЮНЕСКО 2001 г. (перевод их публикуется в настоящем издании). Данная конвенция, пока еще не принятая в России, предусматривает цивилизованное отношение к подводным историческим объектам. Важной составляющей охраны подводного археологического наследия является международное сотрудничество в этой области. С 2001 г в Балтийском регионе действует мониторинговая группа по вопросам его изучения и сохранения. В рамках этой организации, куда входят представители всех стран, расположенных на берегах Балтики, проводится регулярный обмен информацией в этой области, готовятся рекомендации для правительств балтийских стран и ЕС по проблемам изучения сохранения и использования памятников подводно-археологического наследия.

Первоочередной задачей, стоящей в настоящее время перед научными и охранными организациями Российской Федерации, по нашему мнению, является обследование затонувших судов для получения общей информации о них, оценки их историко-культурной значимости, создание реестра подводно-археологических объектов, их документирование, учет и паспортизация.

В 1998 г. ИИМК РАН были проведены работы по паспортизации первых в российской истории 6 затонувших кораблей, как памятников истории и культуры. В рамках проекта «Тайны затонувших кораблей» в 2003 г, была собрана информация и подготовлена документация для паспортизации еще 8 затонувших кораблей в акватории Финского залива.

Десятки научных проектов по морской археологии позволили пролить свет не только на историю мирового судостроения и судоходства, но и дали богатейшие материалы для музеев. Во многих морских музеях мира в настоящее время открыты экспозиции с подводными находками. В Дании, Германии, Англии, Швеции и Австралии из морских глубин были подняты даже целые корабли, ныне известные всему миру.

Археологические материалы, обнаруженные в процессе подводных археологических работ в акватории Финского залива, хранятся в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. В ходе осуществления проекта «Тайны затонувших кораблей» в 2003 г. была собрана обширная коллекция предметов различных эпох. После завершения консервации этих вещей они могли бы стать основой новой экспозиции по морской археологии в Петербурге. Экспонирование этих находок послужит делу популяризации и бережного отношения к памятникам истории и культуры.

В последнее время широкое распространение получила организация подводно-археологических парков, в которых осмотр затонувших судов осуществляется туристами непосредственно на морском дне. Одно из таких судов, являющееся подводным объектом для музейного показа в Балтийском регионе, – шведский линейный корабль «Кронпринц Густав Адольф», затонувший у берегов Финляндии в 1788 г. во время русско-шведской войны 1788-90 гг. Он находится неподалеку от Хельсинки. В последние годы по инициативе Морского музея Финляндии здесь был открыт подводный парк, в котором аквалангисты под контролем со стороны археологов могут осматривать исторический памятник. В настоящее время эта идея находит распространение и в других странах Балтийского региона.

Перспективным районом создания такого парка в Российских водах Балтики является место Выборгского сражения 1790 г., где обнаружено и исследовано несколько погибших в нем кораблей. Природно-культурный подводный парк мог бы быть организован на острове Валаам, в бухтах которого также выявлены затонувшие суда и гидротехнические сооружения. Все это позволило бы, с одной стороны, избежать дорогостоящих подъема и консервации подводных объектов, а с другой стороны внесло бы в экспонирование элементы романтики и экзотики.

П.Е. Сорокин.



The underwater archaeological Heritage of North-western Russia

From the point of view of the geographical location the northwestern Russia was included into the political, economical and cultural processes in Baltic region from Viking age.

In modern time after building of St.-Petersburg this region became to be most important center of the Russian marine trade and navy. The human influence to natural environment increased significantly. About 10 thousands of cargo boats sailed from Central Russia to New Capital wrecked in southern part of Ladoga lake during the first 15 years after foundation of St.Petersburg.

The «Legislation about objects of Cultural Heritage of the Russian Federation» which includes point about submerged objects of Cultural Heritage was established in first time in 2002. The potential historical monuments must date back earlier than 40 years from our days.

The list of archaeological monuments - 14 shipwrecks and 5 submerged Neolithic Sites - was the result of scientific inventory of underwater archaeological objects by program of Institute of the History Material Culture Russian Academy of Sciences. This Program included search and preliminary documentation for submerged and coastal objects: shipwrecks, moorings, old harbors.

The place of the Vyborg battle 1790 with a concentration of drowned ships is interesting area of the underwater archaeological heritage in Baitic region. It is one of the mast perspective places for establishing underwater park of the archaeological objects in Russia.