Затонувшие корабли, окруженные ореолом таинственности и мистики, издавна порождали романтические истории, жажду приключений и наживы и привлекали в морские глубины авантюристов-кладоискателей и предприимчивых людей. После изобретения в середине прошлого века акваланга, когда посещение подводного мира стало общедоступно, появилась возможность быстрого обнаружения и подъема судов и их грузов, оказавшихся в прошлом на морском дне.
Однако в настоящее время все чаще приходит осознание того, что затонувшие корабли представляют собой более научную и историко-культурную, нежели коммерческую ценность. Именно поэтому по рекомендации ЮНЕСКО суда, погибшие более 100 лет, назад предлагается объявить подводным археологическим наследием. Изучение подводных древностей и затонувших судов находится в ведении подводной или морской археологии. Ведь только в результате тщательного документирования находок — обмеров, изготовления чертежей и фотографий, возможна их теоретическая реконструкция, дающая сведения об устройстве и снаряжении корабля, а зачастую и установление причин его гибели.
Основатель российской морской археологии профессор Р.А.Орбели еще в 1930-е гг. писал, что воды России представляют собой настоящий кладезь древностей, изучение которых может раскрыть многие тайны истории. Однако только начиная с 1980-х гг. Институт истории материальной культуры и Эрмитаж начали вести подводные исследования в водах Северо-запада.
Согласно закону об объектах культурного наследия народов Российской Федерации 2002 г., к числу памятников истории и культуры могут быть причислены все суда, затонувшие более 40 лет назад. При этом поиск, обследование затонувших судов и подъем каких либо находок находится в компетенции специализированных научных организаций, пользующихся правом получения «Открытого листа» на проведение такого рода работ.
Первоочередной задачей, стоящей в настоящее время перед научными и охранными организациями Российской Федерации, по нашему мнению, является создание реестра подводно-археологических объектов, их предварительное документирование, учет и паспортизация.
Подводные раскопки затонувших судов позволили пролить свет не только на историю мирового судостроения и судоходства, но и дали богатейшие материалы для музеев. В некоторых странах из морских глубин были подняты даже целые корабли, ныне известные всему миру. Это: суда викингов в Роскильде (Дания), бременский ганзейский когг, судно времен Шекспира «Мэри Роуз» в Портсмуте и корабли XVII века – «Ваза» в Стокгольме и «Батавия» в Фримантле (Австралия). После проведения многолетних кропотливых работ по их консервации и реставрации, они стали популярнейшими музеями мира.
Наиболее перспективным районом создания такого подводного парка в Российских водах Балтики является место Выборгского сражения 1790 г., где к настоящему времени обнаружено и исследовано несколько погибших в нем кораблей. Все это позволило бы, с одной стороны, избежать дорогостоящих подъема и консервации подводных объектов, а с другой стороны, внесло бы в их экспонирование элементы романтики и экзотики. При этом, однако, не следует забывать, что нанести вред сохранности затонувших кораблей может и массовое их посещение туристами, ведь деревянные конструкции под действием природной среды разрушаются, и даже простая вибрация может быть им вредна. Поэтому перед тем как разрешить посещение затонувшего корабля, его должны обследовать специалисты-археологи, которые определят его историко-культурную ценность и степень сохранности и на этом основании установят режим его охраны и связанные с ним возможности посещения. Бережное отношение к памятникам подводного археологического наследия является непременным условием его использования.
Изучение места Выборгского сражения было начато Институтом истории материальной культуры Российской академии наук в 1990 году. С тех пор здесь, у мыса Крестовый, вблизи каменистых банок Репия и Пааслуота, было обнаружено несколько шведских судов. Среди них разбившиеся о камни линейные корабли «Хедвига Элизабет Шарлота» и «Ловиза Ульрика», названные по именам представительниц шведского королевского дома, фрегат «Уппланд», бриг и галера «Ернпрейс».
Вблизи этого места погибли еще три шведских корабля: горящий брандер «Постильон», фрегат «Земира» и линейный корабль «Энигхетен», столкнувшиеся в суматохе боя. В результате сильного взрыва их остатки разнесло вокруг. Здесь же, вследствие попадания ядра ниже ватерлинии, затонула шведская штабная яхта «Аврора». Несколько более мелких судов также нашли здесь свое последнее пристанище.
В 2003 г. экспедицией ИИМК РАН и Санкт-Петербургского учебно-методического центра были проведены работы по обследованию восьми вновь выявленных кораблей в Финском заливе, в числе которых суда с петровского времени до времен Великой Отечественной войны. Коллекция находок, поднятых с этих кораблей, включает предметы вооружения и снаряжения, элементы декора, бытовые вещи и инструменты, монеты, стеклянную, фарфоровую и фаянсовую посуду и даже церковную утварь. В настоящее время она консервируется и реставрируется специалистами ИИМК РАН и Гос. Эрмитажа. Есть надежда, что вскоре в Петербурге появиться новая музейная экспозиция, посвященная тайнам затонувших кораблей.
Материалы сборника «Изучение памятников морской археологии», Вып. 5