Изучение и сохранение археологического наследия Санкт-Петербурга должно сопровождаться включением выявляемых археологических объектов в число памятников истории и культуры города. Успешно осуществленными проектами такого рода музеефикации могут служить: Петровский Зимний дворец, обнаруженный в здании Эрмитажного театра, и первоначальные сооружения Невской куртины в Петропавловской крепости.

 

 

Идея создания памятного знака на месте Ниеншанца – предшественника Санкт-Петербурга, возникла еще в 1993 г., с началом его раскопок, однако реализовать ее удалось только в 2000 г. Местом сооружения памятного знака, посвященного Ниеншанцу, был выбран береговой склон перед зданием Петрозавода у Большеохтенского моста, где в прошлом располагался один из бастионов этой крепости.

 

Памятник представляет собой гранитный бастион, на котором установлены старинные орудия. Здесь же на мемориальной доске размещена информация о Ландскроне, Невском устье и Ниеншанце, ставшем предтечей Санкт-Петербурга, а также выбита историческая карта города Ниена 1698 г. с экспликацией. У бастиона сооружен гранитный макет исторической крепости в форме звезды. Взамен утраченного петровского дуба на Охте, внутри нее посажен новый дуб в знак преемственности эпох, как напоминание о прошлом невских берегов.

 

 

 

Памятник крепости Ниеншанц близ Большеохтинского моста

 

В настоящее время осуществлены еще два проекта музеефикации объектов раннего Петербурга. Это участок булыжной мостовой и крылец XVIII в. перед Аудиенц-каморой здания Двенадцати коллегий, выявленных в ходе археологических раскопок 2000–2001 гг. Понижение уровня земной поверхности, реконструкция крыльца и обозначение истинных размеров входных проемов ризалита Аудиенц-каморы позволит вернуть этой части исторического здания его первозданный облик. Еще один археологический объект, прошедший музеефикацию, — фундамент дворца в Екатерингофе.

 

 

 

Основание ризалита у здания Двенадцати коллегий

 

Реализация этих проектов наглядно демонстрирует хорошую сохранность отдельных памятников старины и привлекательность экспонирования археологических древностей Петербурга.

 

 

 

Фундаментная кладка дворца в Екатерингофе

 

Утраченные памятники старины имеют значительную историко-культурную ценность. Во-первых, они содержат информацию об истории их строительства и существования, а также о петербургской культуре градостроительства в целом. Во вторых, часть из них может быть воссоздана или экспонироваться в виде руин в законсервированном виде. Принятию решения о дальнейшей судьбе археологического объекта (памятника) во всех случаях должно предшествовать его историко-археологическое изучение. Только в процессе раскопок можно установить степень сохранности и историко-культурной значимости того или иного объекта. Проделанное в рамках проекта зонирование археологического культурного слоя позволило выявить местоположение и прогнозировать ценность утраченных объектов.

 

Проекты использования историко-археологических объектов на территории города путем придания им музейного и мемориального статуса предполагают широчайший комплекс мероприятий, суть которых сводится к органичному включению в городскую среду памятников археологии. Эти проекты предполагают: экспонирование руинированных остатков и археологических находок, обнаруживаемых в процессе раскопок, сооружение памятных знаков и создание макетов утраченных памятников в месте их расположения, установку щитов, памятных досок и знаков с информацией, включение в топонимику города старых названий.

 

В отличие от Петербургского времени, предшествующие исторические эпохи практически не оставили каких-либо следов на земной поверхности в Петербурге и его окрестностях. Поэтому предлагаемые памятные знаки по обозначению памятников археологии призваны восполнить этот недостаток и увековечить важнейшие исторические этапы земель в устье реки Невы. Они должны играть в городской среде Петербурга роль символов своей эпохи.

 

Памятники района Сестрорецкого Разлива и Лахты представляют эпоху неолита - раннего металла. Поле Невской битвы и позднесредневековые поселения в Усть-Ижоре, Ниен и Ниеншанц, шанец в Красном селе связаны с позднесредневековым и новым временем. Фортификационные сооружения в Усть-Ижоре, Саперном относятся к периоду Северной войны; наконец, Троицкий Петровский собор, церковь Рождества Богоматери Казанская, Объекты Петровского мемориала на побережье Финского залива в Лахте принадлежат раннепетербургскому времени.

 

Разумное использование археологических памятников, как и любых других памятников истории и культуры, позволяет не только сохранять заложенную в них научную информацию, но и способствовать непосредственному соприкосновению людей со свидетельствами древней культуры, духовным и материальным наследием прошлого. Экспонирование сооружений древних эпох в городской среде под открытым небом придает современным городам оригинальность и романтический колорит древности. Памятники археологии, экспонируемые в современной архитектурно-градостроительной среде, приобретают, помимо научного, эстетическое и градоформирующее значение.

 

Археологические памятники, находящиеся в современном городе выполняют целый ряд функций.

 

    1. Эстетически-градообразующая функция — предполагает их использование в создании архитектурно-ландшафтных ансамблей и в организации городской пространственной среды;
    2. Научно-образовательная — направлена на обучение и воспитание;
    3. Туристическая – связана с развитием туризма и получением экономического эффекта от использования памятника.

 

Использование памятников археологии в качестве объектов показа имеет богатые традиции в мировой истории. В настоящее время памятники археологии в различных вариантах экспонируются во многих частях света. Однако преимущественно, это страны с теплым климатом: Египет, Италия, Греция, Турция, Венгрия, Болгария, государства Центральной Америки. Причина этого кроется в благоприятных природных условиях. Значительно более сложной задачей для реставраторов и консерваторов является сохранение руинированных памятников археологии в зонах с умеренным климатом. Поэтому здесь чаще прибегают к их закрытой музеефикации – внутри архитектурных сооружений.

 

В зависимости от того, выявлен памятник археологии в существующем городском районе или был известен к началу застройки, он либо адаптируется к сложившейся архитектурно-градостроительной среде, либо учитывается при ее проектировании. При обнаружении памятника археологии во время строительных работ и в случае принятия решения о его музеефикации, возможно изменение проекта строительства с целью обеспечения охранных мероприятий с учетом появления нового градостроительного объекта.

 

Отдельное место занимают памятники археологии и ландшафтно-археологические памятники, расположенные в окрестных районах Санкт-Петербурга, находящиеся в природной среде либо в условиях малоэтажной застройки. К наиболее значимым из них могут быть отнесены:

    • Поле Невской битвы 1240 г. в Усть-Ижоре,
    • Стоянки эпохи неолита - раннего металла и насыпи производственного назначения в районе Сестрорецкого Разлива и Лахты,
    • Фортификационные сооружения нового времени в Усть-Ижоре, Саперном, Красном селе, Осиновой Роще.
    • Комплекс памятников на побережье Финского залива в Лахте-Ольгино: остатки Гром-камня, причала, курганообразная насыпь, место расположения мемориальной часовни.

 

Все эти объекты должны предохраняться от разрушения и могут быть включены в состав культурно-природных охраняемых территорий.

 

Экспонирование архитектурных деталей древних сооружений, в качестве дополнения к музеефицированным памятникам археологии, также широко распространено в странах Западной Европы. Лапидарии – скопления каменных архитектурных и скульптурных деталей, чаще всего раскопанных в ходе археологических раскопок, размещаются на специальных площадках под открытым небом, под навесами, в помещениях в составе музеев или просто у памятников архитектурной археологии на месте находки.

 

В тех случаях, когда выявленный и изученный археологический памятник не имеет экспозиционной ценности или по каким-то причинам он не может быть музеефицирован, возможно обозначение его на земной поверхности другими методами. Наиболее простой вариант предусматривает размещение таблички с названием памятника и его датировкой. Однако возможны и другие, более художественные, методы обозначения памятников археологии, например, в виде макетов, которые могут размещаться как под открытым небом, так и в специальных стеклянных витринах.

 

В исключительных случаях, когда отсутствуют возможности сохранения и экспонирования памятников археологии на месте обнаружения, осуществляются мероприятия по их переносу на новое, безопасное место.

 

Перечисленные способы использования памятников археологического наследия в городской среде далеко не исчерпывают всех возможных вариантов экспонирования и обозначения древностей ушедших эпох.

 

Разумное использование этого достояния позволит не только сохранить архив исторической информации, но и расширить историко-культурный потенциал Петербурга включением в него целого пласта новых памятников истории и культуры и созданием археологических музейных объектов и экспозиций и связанных с ними туристических маршрутов.